SPECTATOR

РЕБЕНОК РОЗМАРИ / ROSEMARY'S BABY




Ребенок Розмари / Rosemary's Baby
Год выпуска: 1968
Страна: США
Жанр: мистика, ужасы, триллер, детектив
Продолжительность: 02:16:41

Режиссер: Роман Полански / Roman Polanski

В ролях: Миа Фэрроу, Джон Кассаветис, Рут Гордон, Сидни Блэкмер, Морис Эванс, Ральф Беллами, Виктория Ветри, Пэтси Келли, Элиша Кук мл.

Награды
Лучшая женская роль второго плана — Рут Гордон, премия «Оскар» 1969 года.
Лучшая женская роль второго плана — Рут Гордон, премия «Золотой глобус» 1969 года.
Лучшая зарубежная актриса — Миа Фэрроу, премия «David di Donatello» 1969 года.
Лучший зарубежный режиссер — Роман Полански, премия «David di Donatello» 1969 года.
Номинации
Лучший адаптированный сценарий — Роман Полански, премия «Оскар» 1969 год.
Лучшая женская роль — Миа Фэрроу, премия «Золотой глобус» 1969 года.
Лучший сценарий — Роман Полански, премия «Золотой глобус» 1969 года.
Лучший саундтрек — Кшиштоф Комеда, премия «Золотой глобус» 1969 года.
Лучшая женская роль — Миа Фэрроу, премия BAFTA 1970 года.
Лучший фильм — Роман Полански, премия Эдгара Аллана По 1969 года.
Лучшее драматическое представление — премия «Хьюго» 1969 года.

Завоевав известность в Европе лентами «Отвращение», «Тупик» (её сам режиссёр почему-то считает лучшей в своём творчестве) и «Бал вампиров», 34-летний Роман Полянский снял первую картину в Америке по только что вышедшему в свет мистическому роману Айры Левина. Причём именно экранизация принесла шумную славу литературному первоисточнику. Этот роман много раз переиздавался и стал бестселлером. А фильм Полянского, тоже пользовавшийся большим успехом (скромный бюджет в размере $3,2 млн. был превзойдён почти в десять раз!) вызвал к жизни также и телевизионную серию о дальнейшей судьбе «ребёнка Розмари». Чем же привлекла американцев лента, которая появилась на экранах 12 июня (странно, что не 6,6) 1968 года?
Польские кинематографисты даже претендовали на своеобразное первенство в раскрытии темы дьяволизма в кино, ссылаясь ещё на картину «Мать Иоанна от ангелов» Ежи Кавалеровича. Но заслуга Романа Полянского заключается не в том, что он открыл собственной работой «Ребёнок Розмари» целое направление фильмов о современном оккультизме, создал как бы моду на «экранный демонизм», а прежде всего в том, что он привнёс в эту типичную американскую ленту черты европейской культуры. Постановщик связал мистический жанр с многовековыми философскими поисками в литературе, начиная со средневековой мистерии о Фаусте. Он включил рассказываемую историю в контекст «старосветских» кинематографических традиций, заложенных Фридрихом Вильгельмом Мурнау («Носферату, симфония ужаса») и Карлом Теодором Дрейером («Вампир — Сон Аллана Грея»). Мастерски, виртуозно, блестяще использовал обозначенную лишь пунктирно в их картинах о вампирах своего рода гофмановскую манеру повествования, когда искусно сочетается реальное и иллюзорное, подлинное и выдуманное, вполне объясняемое на примитивном житейском уровне и сверхъестественное, потустороннее.
С этой точки зрения «Ребёнок Розмари» совершенен, многомерен, стереоскопичен, предлагая воспринимать изображаемый мир, как и тот, что находится вокруг нас, в амбивалентном и даже полисмысловом преломлении. Поскольку двойственность, неоднозначность и множащаяся интерпретируемость всего сущего тесно взаимосвязана с изначальной дихотомностью бытия, разделённого на свет и тьму, добро и зло, божественное и дьявольское. Вот и кино по своей сути является абсолютно инвариантным, подчас взаимоисключающим по подходу к отображению реальности: оно одновременно документирует происходящее и превращает его в безусловную фикцию, вроде бы останавливает мгновение и искусственно продлевает в момент очередной демонстрации фильма. Можно сказать, что и кинематограф — такой же плод недопустимой связи, нового грехопадения, как и дитя Князя тьмы, которое якобы должно появиться на свет (в самом сочетании слов — тотальный нонсенс!) от земной женщины, и именно это будто бы окажется давно предсказанным приходом Антихриста.
Сюжет «Ребёнка Розмари» действительно укладывается в рамки страшной, запредельной, сатанинской истории, которая непостижимым образом случилась с молодой женой нью-йоркского малоизвестного актёра Гая Вудхауса. Бедная Розмари поначалу и не подозревала о принадлежности мужа к некой секте, поклоняющейся самому Дьяволу, а в итоге сама оказалась жертвой, которая была принесена лично Сатане ради рождения его сына в облике человеческом. Но великолепно нагнетаемая Полянским атмосфера ужаса предполагает и совершенно обыденную, приземлённую, лишённую какой-либо мистики, «десатанизированную» трактовку. Впечатлительная молодая женщина, находясь в непривычной для себя обстановке и среди незнакомых людей (по данному мотиву «Ребёнок Розмари» следует считать срединной частью условной трилогии Романа Полянского про квартирантов, которая была начата «Отвращением» и завершена «Жильцом»), могла слишком обострённо и нервно воспринимать окружающую реальность, особенно после того, как забеременела и стала ожидать рождения ребёнка.
Этот фильм стал объектом своего рода культа в Америке (и ныне входит в число 250-ти самых популярных, по мнению пользователей imdb), хотя из его создателей лишь актриса Рут Гордон, сыгравшая пожилую соседку, которая вызывает наибольшие подозрения у Розмари, была удостоена премии «Оскар» за второплановую роль. Но вот в собственной судьбе Романа Полянского лента отозвалась трагически, заставив кое-кого строить глубокомысленные гипотезы насчёт материализации экранных ужасов в подлинной действительности. Спустя год после выхода «Ребёнка Розмари» на экраны США беременная жена режиссёра, американская актриса Шэрон Тейт, была зверски убита 9 августа 1969 года бандой Чарльза Мэнсона, который возомнил себя новоявленным «мессией», своеобразным «дьяволом во плоти».
Рецензия: С. Кудрявцев

..........................................................................
Картину поставил Роман Полански, чья беременная жена Шэрон Тэйт была убита в 1969 году бандой Чарльза Мэнсона, назвавшей серию своих преступлений в честь песни группы «Beatles» «Helter Skelter». Примечательно, что один из участников ансамбля, Джон Леннон, был убит в 1980 году рядом с домом «Дакота», где он жил и где когда-то проходили съемки «Ребенка Розмари».

Жилой дом «Дакота», расположенный на Манхэттене, в фильме именуется «Брэмфордом».
В период съемок исполнительница главной роли Миа Фэрроу разводилась со своим тогдашним мужем Фрэнком Синатрой.

Поначалу постановка картины была предложена Альфреду Хичкоку.

Монтажер ленты Сэм О`Стин снял в 1976 году в качестве режиссера ее телевизионный сиквел «Посмотрите, что случилось с ребенком Розмари».

Шэрон Тэйт снялась в сцене вечеринки, которую Розмари устроила для своих друзей.
Работая над своей первой экранизацией, Полански пытался тщательно следовать всем деталям, описанным в романе. Однажды он даже спросил у автора книги Айры Левина, в каком именно номере журнала «New Yorker» Гай Вудхаус увидел рубашку, которую он хотел купить. Левин признался, что это чистый вымысел.

Права на экранизацию принадлежали продюсеру и режиссеру Уильяму Кастлу. Когда студия «Paramount» только начинала проект, она поставила перед Кастлом одно условие – не браться за режиссуру картины, поскольку у него была репутация постановщика малобюджетных фильмов ужасов. При этом Кастлу позволили сняться в эпизоде-камео (он сыграл мужчину, стоящего у телефонной будки).

Этот фильм стал первой американской постановкой Полански.

Первоначально Полански планировал занять в роли Розмари актрис Тьюздэй Уэлд, а в роли Гая – Роберта Редфорда. На «Paramount» же решили, что Розмари должна сыграть Миа Фэрроу, а Редфорд был в то время занять другим проектом. Некоторое время на роль Гая рассматривалась кандидатура Джека Николсона.

В одной из сцен Миа Фэрроу действительно ела в кадре сырую печень.

Розмари обращается к Терри Джиноффрио (Анджела Дориан) со словами: «Я думала, что вы актриса Виктория Ветри». На это Терри отвечает, что все так думают, но она сама не находит в себе сходства с ней. Виктория Ветри – настоящее имя Анджела Дориан.

Согласно Кеннету Андерсону, автору книги о создании «Ребенка Розмари», знаменитая актриса Лорен Бэколл, жившая в «Дакоте», частенько выходила на улицу, чтобы понаблюдать за съемками вместе с остальными жильцами.


Создан 07 июл 2010



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Besucherzahler
счетчик для сайта